Телефон/Касса: +7 (343) 3-600-100
  Email: ekadance@mail.ru
  Адрес: ул. Студенческая 3, оф. 221




«Квартира» Матса Эка и «Весна священная» Татьяны Багановой в Большом

rite-2-by_damir_yusupov

«Весна священная». Сцена из спектакля. Фото: bolshoi.ru/Дамир Юсупов

Восторженно-трепетное отношение к Большому театру до недавнего времени для меня не было безоговорочным, но то, как театр и его руководство существуют в ситуации, сложившейся за последние пару лет, а особенно сейчас, и как достойно, насколько вообще возможно, из нее выходят, вызывает восхищение даже безотносительно к конкретным премьерам, хотя я остаюсь при убеждении, что театр — это не просто в первую очередь, а только и исключительно спектакли, все остальное, внутри и вокруг, значения не имеет. Поднять, несмотря ни на что, приуроченный к 100-летию «Весны священной» Стравинского проект — невероятный организационный успех, способный затмить любую художественную победу. Но первый из цикла фестивальных вечеров, состоящий из балетов Матса Эка и Татьяны Багановой — тоже, в целом, можно считать успешным, при всех возможных и допустимых оговорках, касающихся деталей той и другой постановки. Уже на пресс-конференции с участием Матса Эка проявились скептические настроения по отношению к «Квартире», звучали мнения, что, дескать, это не самое совершенное сочинение живого классика. Пожалуй, не самое, действительно так — «Квартира» или, точнее, «Апартаменты», впервые показанные в 2000 году, отчасти смахивает на дивертисмент, причем местами прямо-таки эстрадного пошиба. Обитатели квартиры и их разборки сами по себе — малоинтересны, то, что с ними происходит — простовато, если не наивно, особенно лирический эпизод перед закрытой дверью, «ирландские» танцы с пылесосами тоже не слишком остроумны, соло (в первом составе — Семен Чудин) перед телевизором, мерцающим из-за кулис — недостаточно драматично, ну разве что сценка вокруг дымящейся кухонной плиты, когда из духовки вытаскивают под конец запеченного младенца — в своем черном юморе забавная. «Ударный» пролог, который весь крутится вокруг, а то и внутри биде на авансцене, как и последующие эпизоды, прерываемые нечленораздельными, сбивчивыми выкриками танцовщиков, шокировать вряд ли кого способен — но не на дешевый же эпатаж рассчитывал Эк, тем более когда ставил спектакль изначально, задолго до Москвы. Пластический же язык не во всех, но в некоторых эпизодах, и «дама в биде» прежде всего, необычайно изощренный, атрибутика, оттягивающая на себя внимание, даже мешает воспринимать танец, который тут все равно самое главное, и приглашение в постановку Дианы Вишневой расставляет приоритеты правильно. «Весна священная» Багановой в еще большей степени, чем «Квартира» Эка, завязана на умозрительной концепции, с одной стороны, и на предметной атрибутике, с другой, причем что касается последнего — за всяческими примочками иной раз буквально не видно исполнителей и собственно движений. А учитывая, что при всем уважении, Багановой до Эка далеко, спектакль оказывается слишком иллюстративным и плоским — ну что поделаешь, списывать все на форс-мажорные обстоятельства, плевать в спину отвалившемуся на слишком поздней стадии МакГрегору, сетовать на общий упадок — занятие пустое. Не так все плохо, на самом деле, хотя да, могло быть лучше. По-моему, если уж не получилось придумать оригинальную исходную идею, а в багановской «Весне» слишком выпячивается «производственный» аспект (обезвоженный резервуар, гигантский кран торчит из стены, пронумерованные ямы и вешалки со спецодеждой, тоже под номерками, люди с лопатами), но не стоило, по крайней мере, сценографу Александру Шишкину, дебютанту в танцевальном театре, перегружать оформление массивными деталями. С другой стороны — без них получился бы иной спектакль, и без гарантии, что он оказался бы интереснее. В нынешнем виде премьерная «Весна священная», во всяком случае, занятна, пусть и привлекает внимание в меньшей степени хореографией, а в большей — сопутствующими элементами. Из-за занавеса раздается шум, когда занавес поднимается, обнаруживается посреди резервуара (на экранирующие панели идет соответствующая видеопроекция) огромный дутый воздухом мешок, который не хочет лопаться — пока ткань не порвут и воздух из него не выйдет. Это была, видимо, последняя капля — судя по тому, что ближе к концу из торчащего в стене гигантского крана свисает, надуваясь, еще один такой же мешок. Между этим появляется и стол с огромной (а в этой «Весне священной» все какое-то здоровенное, великанское — и люди смотрятся маленькими, жалкими, беспомощными, что, вероятно, входило в замысел постановщиков) лампой накаливания, и уже в самом финале — «дождевальная» установка, откуда на истомленной жаждой и трудами артисток, успевших длинными волосами вываляться в обширной лоханке с какой-то пылью, проливается долгожданная, благодатная, очищающая влага. Если что меня и покоробило, то возникающая в одном из эпизодов голова, нарисованная на обтягивающем деревянный каркас картоне — вероятно, это портрет некоего условно-обобщенного «начальника» жаждущих, без глаз, с раззявленной пастью — бумагу с дерева обдирают, и под одной нарисованной рожей обнаруживается практически такая же, ну вот это уж совсем убого. Сказать, что Баганова сочинила спектакль-откровение, язык не повернется, и в чем состояло здесь состояло необходимое для достижения цели «сверхусилие», о котором Баганова говорила на пресс-конференции (предусмотренного оригинальным либретто балета ритуального жертвоприношения в спектакле, естественно, не совершается), я также не уловил. Но и в отмазках вроде того, что «она же в кратчайшие сроки хоть что-то да поставила», ее работа, по-моему, не нуждается — нормальный, «форматный» (не шедевральный уж конечно) опус. И хорошо, что пока еще такие проекты вообще возможны. Не хочется дожить до времени, когда кроме «Лебединого озера» совсем ничего нельзя будет увидеть. Источник: users.livejournal.com/_arlekin_/2526640.html
Екатеринбургский Театр
Современной Хореографии


Екатеринбург, ул. Студенческая 3,
офис 221, тел/факс: (343) 3-600-100,
ekadance@mail.ru

Пишите письма
Если вы хотите оставить свое сообщение или
пожелание нам, перейдите по ссылке.

Билеты в Городских зрелищных кассах,
на сайтах ekb.kassy.ru , kassir.ru , radario.ru
uralbilet.ru