Пока всё не пропало

IMG_9453

Просмотреть все фотографии

Во вторник на сцене Центра культуры «Урал» Театр «Провинциальные танцы» показал два спектакля – «Кленовый сад» и «Sepia». Две истории о маленьких наших жизнях, стремительно убегающих, как песок сквозь чьи-то пальцы.

Спектакли Татьяны Багановой и театра «Провинциальные танцы» – это всегда глубоко философское размышление. Странные, в привычном понимании не красивые, порой, даже жутковатые сцены в исполнении танцовщиков производят на зрителя магический эффект: он не может оторваться от творящейся на его глазах жизни – гениально устроенной, но неизменно требующей от него преодолений – себя, своих стереотипов.

Постановки «Кленовый сад» и «Sepia» были объединены в одну программу не случайно. Сделанные с разницей почти в десять лет, они развивают одну мысль – о возможностях существования нас, крошечных существ, в этом огромном мире, о нашем выборе и его последствиях.

У спектакля «Кленовый сад» большая история. Он поставлен летом 1999 года в городе Дарем (США, Северная Каролина) по заказу American Danсe Festival (ADF) в рамках программы «Интернациональные хореографы». В 2001 году стал обладателем Национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинациях «Лучшая работа хореографа», «Лучшая работа художника».

На сцене – одинокое дерево, листья с которого облетели, и скорее всего, на нем никогда не появятся долгожданные нежно зеленые почки. Кто-то из танцовщиков иногда подходит к нему, чтобы секатором остричь отжившие ветки, но без пользы – реку жизни вспять не повернуть. Рядом со скелетом дерева, на Земле, идет своим чередом жизнь: ветер шелестит сухими кленовыми листьями, ползают гусеницы, летают загадочные существа  – пластика артистов «Провинциальных танцев» позволяет прорисовывать каждый фрагмент этого мира в деталях. Вся эта, чаще всего, не видная взгляду прохожего суета, и есть человеческое существование – красивое и уродливое, молчаливое и использующее слова, шумно праздничное и смертельно одинокое…

В микрокосме, в котором каждый из нас красивым листочком оторвался от своего Дерева (традиции, рода, матери, молодости – прочтений может быть множество), больше печали, чем радости. Нет, радость, любовь и красота, конечно, есть. Но как в сказке Андерсена «Свинопас», к которой обращает нас «Кленовый сад», чаще всего, они проходят мимо нас незамеченными. «Ах, мой милый Августин! Всё пропало!» – поем тогда мы, словно глупенькие принцессы или принцы, и болтаемся неживыми украшениями на чьем-то празднике. Безнадежный андерсеновский финал – в интепретации Татьяны Багановой страшное пророчество: некогда любимых девушек мужчины прицепляют за волосы к голым ветвям одинокого дерева…

Спектакль «Кленовый сад» очень красиво сделан. Минимализм в сценографическом решении, «осенние наряды» Ольги Паутовой и Виктории Мозговой, этнографическая – временами теплая, временами обдающая потусторонним холодом – музыка Сергея Старостина, Аркадия Шилклопера и группы «Вечерние посиделки анархистов», стремящаяся к природной, животной даже, пластике хореография Татьяны Багановой – все это складывается в один, очень сильный сюжет. Сочетание музыки, цвета, танца перемещает нас то в японские кленовые сады, где герои спектакля – лишь куклы театра Бунраку с неподвижными лицами, то в русскую деревню, то в темный глухой лес, где так легко потеряться и в страшной тишине которого так отчетливо слышно пение пророчицы-кукушки.

О смертности человека, о выборе, который он совершает, не обращая внимания на конечность своего бытия, и спектакль «Sepia». Литературной основой его является роман Кобо Абэ «Женщина в песках». Это история о жизни в ситуации несвободы, которая затягивает, парализуя волю. Постановка Татьяны Багановой представляет собой философское обобщение сказанного в произведении японского писателя. Над каждым из героев-танцовщиков – свои песочные часы, каждый из них живет в своей пустыне, из которой сначала выбраться нет сил, а потом – нет желания. Все они движутся под длинные звуки симфонии Авета Тертеряна по бесконечному зыбучему пространству, постепенно превращаясь в пресмыкающихся, в массу похожих друг на друга существ, действующих в рамках одной заданной программы.

Песок не отдыхает и не дает отдыха – эти слова могли бы стать эпиграфом к жизни современного человека. Как он ощущает себя в этих обстоятельствах, что предпринимает для того, чтобы выбраться из своей песчаной ямы? Решается ли он сделать глоток свежего воздуха и пойти прогуляться по зеленой аллее без конкретной цели?

И «Кленовый сад», и «Sepia» – звоночки нам, вечно бегущим, вечно не успевающим, вечно несвободным. Напоминают они о том, что жизнь идет, песком струясь по коже, и живой красоты в ней много, и хватит ее на всех. Достаточно лишь… оглянуться.

Автор: Елена Азанова

Фото: Татьяна Доукша

Поделитесь
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • LiveJournal
  • Одноклассники
  • Блог Я.ру
  • В закладки Google